Сообщество, посвящённое истории Астрахани:
old-astrakhan.livejournal.com



<< назад в раздел
ГОРОДСКОЙ ТРАМВАЙ


Трамвай был построен концессионером Ф. А. Маес, по договору с бывшим городским общественным управлением и впоследствии перешел к Бельгийскому Об-ву астраханских рельсовых путей. Срок концессии определялся в 35 лет.

Работы по постройке его начались в 1897 г. и были закон­чены в 1900 г. 15 июня того же года было открыто пасса­жирское движение 15 моторными вагонами на протяжении рельсового пути в 9,25 км. К 1913 г. длина рельсового пути достигла 23,25 км, а количество вагонов до 45 моторных и 21 прицепных. Парк состоял из вагонов небольшого размера, разных типов и систем. Предприятие имело собственную электростанцию, расположенную у кремлевской стены.

С 1912 года концессионеры прекратили производство ре­монта подвижного состава, рельсового пути и вообще всего оборудования, так как приближался срок возможного выку­па предприятия городом до окончания договора и концес­сионеры не хотели нести „лишних" затрат и готовились сдать городу трамвай разбитым и к работе негодным.

Трамвай был муниципализирован в конце 1918 года и перешел в ведение горсовета. Подвижной состав, рельсовый путь и воздушная линия к этому времени были крайне изношены.

Лишь на протяжении 1922-го и последующих лет был пол­ностью капитально отремонтирован и восстановлен подвиж­ной состав. К 1 октября 1922 г. предприятие, из имевшихся 73 вагонов, привело во вполне исправное и годное состоя­ние 8 вагонов, к 1 октября 1923 г. оно имело исправных 18 вагонов, к 1 октября 1924 г.—42, к 1 октября 1925 г.— 70, к 1 октября 1926 г.—72 и к 1 октября 1927 г. все 73 вагона были в исправном состоянии.

С октября 1925 г. трамвай перешел в управление элек­трических предприятий гор. Астрахани, в которое вошла также электростанция.

1925-26 г, трамвай закончил уже безубыточно, погасил имеющуюся у него задолженность и впервые отчислил в амортизационный фонд 255307 рублей.

Кроме постройки в 1919 году новой вокзальной линии и пополнения ежегодно капитальных ремонтов с 1924-25 года,


Центральное кольцо и павильон астраханского трамвая.

к началу 1936 г. были осуществлены следующие важнейшие мероприятия:

проложена новая линия от 3 Степной улицы по Болдинскому шоссе к холодильникам (1925-26 г.);
переложена заново старая Болдинская линия от больницы им. Пролетариата до стрелки Волги и Болды (1925-26 г.);
построен одноколейный путь по вновь проложенной через территорию порта улице Робеспьера от моста Шаумяна до улицы лейтенанта Шмидта (1924-25 г.);
открыто беспересадочное движение по круговой линии, с упразднением прежнего направления линии от моста Шаумяна, мимо порта, по улицам Буровской и Октябрьской до улицы Розы Люксембург (1924-25 г.);
перестроена на двойную колею Отрадинская линия от трампарка до ул. Свердлова, у зд. Дворца труда (1926-28 г.)
перестроена на двойную колею круговая линия на участке от электростанции трамвая до Бакинской улицы, а также по Бакинской ул. до Больших Исад (1927-29 г.);
построены 3 павильона на остановках и подпорная стенка у крепости (1926-27 г.);
проложен одиночный путь до Царевской линии по новому направлению ее от угла Бакинской по Боевой и улице Радищева (1927-28 г.);
построены 2 новых дежурных моторных вагона для ли­ний трамвая с полным оборудованием (1927-28 г.);
проложена одна колея от шоссе к больнице им. Проле­тариата для устройства остановки Вокзальной и Болдинской линий у больницы (1927-28 г.);
построено центральное кольцо у крепости (1928-29 г.); приобретено 15 новых моторных вагонов в 1929 году, 12 моторных и 8 прицепных в 1932 году;
построен новый подъездный путь к городской электро­станции (1928-29 г.);
проложен одноколейный путь параллельно существующей линии по Болдинской линии от больницы им. Пролетариата до холодильников (1929-30 г.);
в 1932 г. проложена одноколейная линия от быв. Кладби­щенской до завода им. Ф. Энгельса (Казачий Бугор), про­долженная в 1935 г. до судоверфи им. Кирова;
проложена одноколейная линия от Царевской переправы к судоремонтному заводу им. Сталина (1932—1933 гг.);
построен мост для трамвая к заводу им. Фр. Энгельса через реку Казачий ерик (в 1932—1933 гг.);
произведена реконструкция трамвайной электростанции (1932—1934 гг.);
построена ветка к хлебозаводу № 3 (1933 г.); построены грузовые ветки: к ст. Ряз.-Ур. ж. д., к спиртозаводу и к пристани № 13 (1934 г.);
построены 2 грузовых вагона для спиртозавода (1934 г.). Кроме того построены: клуб-столовая для рабочих и служащих трамвая (1924-25 г.), новые мастерские — столярный и малярные цехи (1932-36 г.), павильон у холодильника (1935 г.) и др. В результате произведенного расширения и восстановле­ния трамвайной сети, пополнения и обновления подвижного состава представилась возможность установить сообщение города с его окраинами и крупнейшими предприятиями, лишенными в прежнее время удобной связи с городом.

Параллельно с расширением предприятий быстро росло и пассажирское движение. Если в 1922-23 гг. было перевезено 2,9 млн. пассажиров, в 1923-24 гг.— 5,5 млн. пассажиров, то в 1933 г. трамвай смог перевезти 31,9 млн. пассажиров 1935 году — 34,1 млн., а на 1936 г. проектируется—35,2 млн.

Однако, требования, предъявляемые к трамваю, настолько велики, что в своем нынешнем виде он их удовлетворить не может и требуется реконструировать трамвай и перестроить на широкую колею. Проект реконструкции и по стройки новых линий (Восточно-Болдинской) уже составлен.

Балансовая стоимость всех сооружений и имущества предприятия к началу 1936 года составляет 6153771 руб. 99 коп.

Правобережная (Трусовская) часть трамвайным сообщением до настоящего времени еще не охвачена и вопрос о постройке в ней трамвайной линии является одной из очередных задач, стоящих перед коммунальным хозяйством.


АВТОБУСНОЕ ХОЗЯЙСТВО


Автобусное сообщение в Астрахани введено с сентября 1933 г. и обслуживает передвижение населения в местах, не охваченных трамвайным сообщением. Находится в ведении Управления трамвая.

На 1936 г. автобусный парк пополняется 3-мя новыми машинами, в связи с чем движение поддерживается на следующих линиях:

Трусовская (от пос. Трусово до завода „3 Интернационал")
Началовская (от Астрахани до ст. Началово).
Сталинская (от судорем. зав. им. Сталина, через пос. Н.-Александровский, до сел. Яксатово).

Источник: «Астрахань: справочная книга» (Сталинград, 1937)



© 2010-2017 Александр Косов